Среди тревожных расстройств боязнь летать на самолетах довольно распространена.
Различают две разновидности страха самолетов: естественное волнение перед полетом, являющееся проявлением здорового инстинкта самосохранения, и ярко выраженная патологическая тревога. Когда интенсивность, частота, длительность страха перед полетом превышает условные границы нормы, и он становится постоянным, когда индивид не в состоянии контролировать, адекватно воспринимать, логично оценивать происходящее, можно выдвигать предположение о наличие фобического расстройства.
При аэрофобии человек не только откажется от путешествия на воздушном транспорте и не приблизится к взлетной полосе, но и в состоянии предвкушения полета будет демонстрировать соматические, эмоциональные проявления тревоги.
Аэрофобия (страх полетов) – достаточно распространенное расстройство. Согласно опубликованных данных Всероссийского центра изучения общественного мнения, россияне считают воздушную авиацию самым опасным видом транспорта. Согласно опросам, количество людей, придерживающихся этой точки зрения, составляет около 85% населения страны. Подобное мнение имеют и другие жители постсоветского пространства, имеющие схожесть национальных особенностей и идентичные социальные условия жизни. 40% населения земного шара испытывают в разной степени страх перед полетами на самолете, имеющий вид или грозящий перейти в фобическое расстройство.
Статистика
Современные самолеты – очень надежные конструкции, в которых все имеющиеся системы дублируют и при необходимости могут заменить друг друга. В редких случаях, когда одна из систем выходит из строя, предусмотрен резервный вариант, разработан и внедрен способ устранения неисправности, не прерывая полета.
Статистика утверждает, что пассажир самолета имеет один шанс из 45 миллионов попасть в авиакатастрофу с летальным исходом. То есть, говоря языком цифр, если бы человек совершал полеты ежедневно, то вероятность смерти наступила через 123 тысячи лет. На сегодня уровень смертности в авиакатастрофах составляет 1 летальный исход на 3 миллиарда километров.
Как происходит на практике
У человека есть страх летать на самолетах, но его профессиональные обязанности предусматривают частые командировки. Каждый раз перелет превращается для него в кошмар. За несколько дней до предстоящей командировки он начинает ощущать, как желудок сжимается, и все чаще и чаще возникают позывы к рвоте. Оказавшись в аэропорту, человек ощущает, как начинают холодеть конечности, «подкашиваются» ноги, усиливается потоотделение. Когда он все же садится в самолет, его сердце колотиться и «выпрыгивает» из груди, он чувствует пустоту в голове и начинаются приступы удушья. И с каждым разом, ощущения становятся все более пугающими и всепоглощающими. Присоединяется страх – предвкушение, когда индивид боится даже услышать о том, что ему предстоит перелет. В конце концов, чтобы не переживать этот ужас вновь, человек вынужден прибегнуть к поведению предотвращения и избегания. Зачастую он даже меняет место работы и вид деятельности, выбирая действия, не связанные с необходимости пребывания в воздушном транспорте.
Осторожно, иррациональная тревога!
Рассматривая тревогу, как состояние при фобии, психиатры утверждают, что это чувство не имеет прямого отношения к инстинкту самосохранения, и практически всегда не связано с действительностью, а направлено на будущее. Тревога совершенно иррациональна и сосредоточена на «мнимой» угрозе. Часто аэрофобия проявляется у людей, ни разу не совершавших полетов на воздушном транспорте и которые ни разу не были участником или свидетелем авиакатастроф. Тем не менее, тревога аэрофобов огромна, интенсивна и прочно закреплена в сознании и подсознании.
Представляют интерес данные опроса, проведенного российскими психологами. На вопрос о конкретных причинах и предпосылках к страху перед полетами на самолете, большинство женщин заявили: они безумно боятся, что именно их самолет попадет в авиакатастрофу. В то время, мужская половина человечества больше доверяет технике, но отмечает боязнь высоты, тревожащей отсутствием возможности с их стороны повлиять и изменить ситуацию. Отличается и реакция на испытываемую эмоцию – страх. Как правило, женские эмоции – более ярко выражены и проявляются плачем, дрожью, нередко истерикой. Мужчины, даже осознав свои тревоги, стараются держать их внутри себя и не демонстрировать их окружающим. Стоит отметить, что панике при аэрофобии среди всех возрастных категорий больше подвержены люди преклонного возраста, что позволяет сделать предположение, что в пожилом возрасте боязнь летать на самолетах дополняется и/или неразделимая со страхом смерти.
Часто аэрофобия проявляется у людей, ни разу не совершавших полетов на воздушном транспорте и которые ни разу не были участником или свидетелем авиакатастроф.
Большинство случаев аэрофобии проходит быстро, не прибегая к медикаментозному лечению. Если же тревожное расстройство длится более полугода, и страх полетов не ослабевает, несмотря на прилагаемые усилия, стоит обратиться за помощью к психотерапевту. Следует получить консультацию специалиста, если:
- Аэрофобия причиняет постоянный, интенсивный, нарушающий дееспособность страх, переходящий с приближением времени события (полета) в панику;
- Человек осознает, что страх перед самолетом чрезмерный, безосновательный, избирательный и превосходит по частоте и интенсивности адекватное волнение;
- Личность начинает сознательно избегать полетов на самолете, стараясь всегда отыскать и воспользоваться альтернативным, но зачастую неэффективным по времени, способом передвижения.
На сегодняшних день существует множество эффективных методик, с помощью которых можно быстро преодолеть аэрофобию. Успешно применяется в лечении страха летать на самолетах:
- методика нейролингвистического программирования (НЛП),
- когнитивно-поведенческая терапия (КПГ);
- современные методы гипнотического воздействия;
- медикаментозная терапия.