Наша психика строится на работе двух принципов:
- Удовольствия (хочу);
- Реальности (надо).
В младенчестве принцип удовольствия (забота, еда, чистота) восполняется матерью. Однако, эта забота не абсолютная, ведь, оказывается, родители тоже люди! Они могут не уследить, не заметить, забыть и т.д. Так бывает.
И так происходит знакомство с реальностью, которая разочаровывает (психологи это называют фрустрацией). Вместо ХОЧУ (есть, пить, спать, туалет), появляется НАДО потерпеть/подождать, когда будут удовлетворены потребности. В этот момент, как описывает проф. мед. наук Фильц А., ребёнок может переживать дискомфорт, стресс, страдания, боль. С ними, хочешь не хочешь, приходится считаться.
Эти внутренние переживания формируют наше бессознательное, которое постоянно пополняется непроработанным опытом дискомфорта. Наше бессознательное работает по принципу ХОЧУ, а взрослое Я – по принципу НАДО.
Реальность накладывает свои ограничения на ХОЧУ через запреты, правила, конвенции, заповеди. Так у нас формируется совесть («что такое хорошо, что такое плохо»). Когда эти принципы не сбалансированы во взрослом возрасте, то возникают проблемы.
Перегиб в сторону:
- ХОЧУ – низкая стрессоустойчивость, зависимое поведение, отыгрывание..;
- НАДО – моральный мазохизм, депрессия, эмоциональное выгорание, тревожные и панические расстройства.
Сбалансировать ХОЧУ и НАДО можно благодаря ЗАБОТЕ О СЕБЕ.
Доктор МакВильямс Н. удачно подбирает рекомендации по заботе о себе для психотерапевтов, которые во многом подходят всем.
Забота о ХОЧУ:
- Сон и отдых;
- Физическое здоровье;
- Финансовый учёт;
- Сублимация (спорт, конкуренция, литература, социальная активность);
- Развлечения и хобби.
Забота о НАДО:
- Личностное развитие;
- Работа над отношениями в семье;
- Честность;
- Риск менеджмент.