1. Подготовка
Первая ошибка — не готовить речь досконально. Многие считают, что в стессовой ситуации выступления перед публикой слова так и будут литься и соединяться в связный увлекательный рассказ. Это не так. Мозгу тяжело. Дайте ему основу для речи — запишите всё выступление заранее, потом прочтите раз 10. Отложите и накануне расскажите раз 10 себе или кому-то. Иначе это не сработает.
2. Внешность
Очень распространённая ошибка — «приду в чём есть», «я же айтишник/консультант, все поймут». Очень часто сталкиваюсь с тем, что люди готовят речь, но забывают, что встречают нас по одёжке. Всегда.
Проверьте — насколько классические формы и приятные материалы использованы в одежде, насколько опрятно и актуально она выглядит, соответствует ли образ этикету. Не всегда уместен строгий костюм, но и свитер уместен в чрезвычайно редких случаях.
3. Подача информации
Презентация всегда должна помогать ориентироваться в том, что вы говорите. Если вы не хотите запомниться аудитории как скучный лектор, то делайте презентации, как и свой внешний вид, стильными и яркими. Вместо графиков и кучи текста поставьте только одну цифру, а затем расскажите о ней. Так люди не будут отвлекаться от сути сообщения.
4. Темп речи
Ни в коем случае не пытайтесь побороть аудиторию, заболтав ее суетливой быстрой речью или медленным монотоном. Меняйте темп, ритм, делайте паузы, дышите глубоко. Вам нужно представить, что вы играете маленький спектакль, где есть все характеристики такого действа. Где вы видели спектакль без интонаций? Знаете ли вы, что лишь 7% информации, получаемой через аудиоканал, приходится на смысл слов? Остальное мы воспринимаем через интонацию и подачу.
5. Первое впечатление
Люди недооценивают важность первого впечатления и вместо того, чтобы захватить аудиторию сразу, начинают тратить первую минуту на извинения, кашель, преамбулу — я сейчас вам покажу и расскажу!
Как только вы сделали шаг на сцену, вы уже центр внимания! Используйте это, чтобы дать правильный посыл: я уверен, я интересен, я принесу вам много пользы. Задайте темп сразу. Расскажите, почему я как зритель должна уделить вам время и выслушать вас?
И не забудьте, что именно через призму первого впечатления вы приведёте аудиторию к вашей цели. Ведь если вам не доверяют с самого начала, у вас ничего не купят.