Смех висельника | | Emozen - журнал об эмоциях
Close

Смех висельника

Смех висельника. Звучит как-то странно…загадочно. Однако, это очень распространенное понятие в психотерапии. Это невербальная реакция человека, при которой он смеется, либо просто улыбается, и при этом говорит о серьезных и болезненных вещах. Возникает чаще всего в ситуациях стресса, угрожающих жизни и здоровью.

Об этом понятии кратко упоминает Эрик Берн в своей книге «Люди, которые играют в игры» – если пациент смеётся, рассказывая о своих неудачах, и, особенно, если аудитория присоединяется к его смеху, значит, его неудача – часть катастрофы, запланированной сценарием пациента.

В книге «Психотерапия нового решения» супруги Гулдинг приводят очень точные примеры, которые наглядно объясняют всю суть данного понятия.
«…Молодой бизнесмен рассказал во время терапевтического марафона со своими помощниками, как он поломал лодку, заглядевшись на женщину, у которой расстегнулся и упал купальник. Многие в группе смеялись до слез. Терапевт заметил: «Мало смешного в том, что вы поломали лодку!» Его помощник напомнил бизнесмену, что он часто рассказывает забавные истории о том, как портит себе удовольствие. Бизнесмен отказался признать, что это «что-то значит». Терапевт предложил ему провести эксперимент: «В течение месяца не рассказывайте ни себе, ни кому-то другому истории, выставляющие вас на посмешище, и сообщите нам затем о результатах».

Через шесть месяцев он написал «Я все еще думаю, что мой стиль шутить ничего не значит, однако я разлюбил подобные шутки. Хотя я и продолжаю думать, что это не несло никакого психологического оттенка, сообщаю, что эти шесть месяцев я жил с большим удовольствием, нежели когда-либо, и что со мной больше не произошло ничего, что могло бы стать темой моих юморесок».

Смех висельника может указывать на определенные предписания и решения. Клиенты смеются над несчастными случаями, когда разыгрывают игру “Я почти убью себя “; над потерей денег в финансовой игре «Не делай денег»; над недостатком взрослости, разумности, естественности, если этот недостаток входит в их предписания и решения. Как только мы слышим смех висельника, мы утверждаем: “Для вас это не смешно “. Большинство людей это сначала раздражает, и они пытаются доказать, что их смех — это «чисто нервное». Тогда мы просим их осознать, что «нервный смех» возникает у них только в ответ на определенные проблемы.

Часто реплики висельника такие забавные, что терапевт сам хохочет. Типичным примером могут быть истории, рассказываемые завязавшими алкоголиками о том, что они вытворяли, когда напивались. Как только терапевт осознает, что смеется в ответ на патологический юмор, он может сказать: «Забираю свой смех обратно. Я не буду смеяться над тем, что для вас не смешно». Члены группы также учатся не смеяться, а распознавать патологический юмор.»

Очень часто люди называют смех висельника нервным смехом, за которым скрываются проблемы. Подобный смех в таких ситуациях является пассивной защитой от шага внутрь себя, своей боли и грусти. Что нужно делать при возникновении этого смеха? Необходимо разобраться в причинах его происхождения, исследовать ситуации, в которых он возникает. От чего он вас защищает? Что стремится запихнуть в подсознание и оставить там ныть и болеть? На эти вопросы вы можете ответить сами или воспользоваться помощью специалиста. Но, не замечать эти реакции опасно для нервной системы и для жизни в целом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close