Патологическое накопительство имеет много иных наименований: силлогомания, диспозофобия, синдром Месси, синдром старческого убожества, хоардинг. На эту проблему обратила внимание и православная церковь, дав расстройству название «мшелоимство» и отнеся это аномальное пристрастие к человеческим грехам.
Лица, страдающие синдромом Плюшкина, не способны критически оценить свое состояние. Собирание и хранение вещей они считают вполне нормальным явлением, даже если размеры накоплений достигают гигантских размеров. Они пытаются рационализировать свою алогичную тягу к стяжательству, приводя абсурдные и нелепые аргументы.
Квартира индивида с синдромом Плюшкина напоминает мусорную свалку. Жильцы квартиры не могут свободно передвигаться по помещению из-за огромного нагромождения различных предметов. У них не получается пообедать в комфортных условиях, так как кухонный стол завален хламом. Скопище ненужных изделий наблюдается в раковине, холодильнике, кухонных шкафах. Посетить ванную комнату или уборную – тоже проблема, поскольку эти помещения загромождены большими тюками с вещами. Пакеты с хламом присутствуют и на кроватях, и на письменных столах, и просто свалены в кучу на полу.
Отдельным видом синдрома Мессия является патологическая страсть человека к заведению домашних питомцев, ситуация, когда индивидуум заводит в квартире немыслимое количество животных. Присутствие нескольких десятков котов или собак не только ухудшает условия жизни больного, но и создает ряд трудностей соседям.
Механизмы развития страсти к патологическому накопительству изучены не полностью, однако врачи выделяют ряд факторов, которые могут инициировать развитие расстройства. Чаще всего причинами компульсивного поведения являются следующие обстоятельства:
- Особенности личностной конституции. Чаще всего личности с синдромом Плюшкина – чрезмерно скупые и расчетливые персоны. Их жизненное кредо – экономия каждой копейки. У таких персон наблюдается фиксация внимания на мысли: чтобы в итоге разбогатеть, необходимо непременно всю жизнь откладывать средства и использовать до дыр имеющиеся вещи. Диспозофобы – люди, неспособные адаптироваться и наладить контакты в обществе. Это замкнутые, эмоционально зажатые, необщительные особы.
- Материальное неблагополучие в личной истории. Многие больные пережили в прошлом значительные финансовые трудности, испытали времена лишений и нужды. Даже с улучшением ситуации лица с синдромом Плюшкина продолжают делать обильные запасы, собирая вещи и накапливая продукты на «черные дни».
- Серьезные жизненные потрясения. Дать старт расстройству может психотравмирующая ситуация и личная драма: смерть близкого родственника, расставание с любимым человеком, тяжелый недуг супруга, собственные проблемы со здоровьем.
- Неблагоприятная наследственность. В группе риска находятся люди, в семейном анамнезе которых присутствовали обессивно-компульсивные и тревожно-фобические расстройства, биполярная депрессия, различные формы психопатий.
- Органические заболевания центральной нервной системы и головного мозга. Наличие патологий в ЦНС, особенно вызванные острым нарушением кровообращения, может инициировать развитие патологического накопительства. Также синдром Плюшкина может развиться после перенесенных травм головы.
- Хронический алкоголизм. Чрезмерное употребление спиртных напитков приводит к глобальным изменениям в структуре личности – ее распаду. Синдром Плюшкина в таком случае – одно из проявлений деградации.
- Старческое слабоумие. На фоне деменции нередко проявляются аномальные наклонности, при этом патологическое накопительство – одно из самых распространенных отклонений в старческом возрасте.
Существует специальная шкала для дифференцирования тяжести данной формы обессивно-компульсивного расстройства, разделяющая синдром Плюшкина на пять стадий, по мере наступления которых наблюдается отягощение симптомов и все большее захламление помещения. Признаками патологического влечения являются:
- сбережение всех старых предметов, которые исчерпали срок службы и не могут быть использованы в будущем;
- бессистемное складирование вещей в кучу, без проведения сортировки;
- явное загромождение жилища ненужным хламом;
- невозможность использовать помещение по прямому назначению;
- неудержимые порывы покупать ненужные предметы за символическую стоимость на распродажах и барахолках;
- прием ненужных, но бесплатных изделий от других людей;
- собирательство предметов, которые иные люди оставили у мусорного бака;
- невыполнение стандартных санитарных мероприятий по очистке жилища;
- расставание со старыми вещами индивид воспринимает, как существенную утрату;
- развитие депрессии, если другие жильцы провели в квартире уборку и выбросили часть мусора.