Пациенты Фрейда, вначале ХХ века, страдали неврозами, которые были обусловлены запретами на интенсивные влечения (секс, агрессия…). Культура того периода в Вене поддерживалась на подавлении и вытеснении желаний. Дух времени определял содержание невроза.
В настоящее время проблемы вытеснения и подавления значительно уступают так называемым нарциссическим проблемам клиентов. Основные жалобы:
- как достичь успеха?
- в чём моё уникальное призвание?
- почему я уникальный, а результат у меня посредственный?
- почему другие не видят моей уникальности?
- как создать уникальный продукт (вопрос творческих людей и айтишников)?
Чаще всего нарциссическая уязвимость подогревается чувством уникальности. Масло в огонь подливает повсеместный культ успеха. «Будь оригиналом, а не копией!» «Ты уникален…бла бла бла»
Опыт подсказывает, что по-настоящему уникальных людей мало. Да, мы всё уникальны в плане неповторимой комбинации индивидуальных особенностей. Делает ли это лучше или хуже кого-то? Зависит какой линейкой измерять.
Современные заложники уникальности чаще страдают тревожными, паническими, депрессивными и психосоматическими расстройствами, из-за высоких требований к себе, которые часто далеки от реальности и возможностей. Помимо этого заложники уникальности:
- неудовлетворены жизнью;
- завидуют;
- ощущают, что «мир им должен»;
- обесценивают тех, у кого получается.
Картина понятна. У каждого из нас есть определённая мера нарциссизма, и это нормально. Всё дело в пропорциях. Чтобы не быть заложником уникальности необходимо:
- не фокусироваться на уникальности. Это не может быть самоцелью, скорей последствием качественной работы;
- периодически проводить ревизию своих ресурсов;
- учиться совладать с фрустрацией(разочарованием) от ошибок. Это необходимо и работает как прививка;
- принимать свои ограничения;
- учиться радоваться мелочам, выходить из установки «Всё или ничего!»
⠀