Клептомания: игра или диагноз? | | Emozen - журнал об эмоциях
Close

Клептомания: игра или диагноз?

Клептомания – навязчивое непреодолимое стремление совершить мелкую кражу чужого имущества. В отличие от банального преступного намерения – стать владельцем какого-то ценного предмета, при данной патологической зависимости субъект заинтересован не cтолько в овладении вещью, сколько в непосредственно процессе кражи.

Клептомания нередко дебютирует в детском и подростковом возрасте: мелкое воровство – распространенное явление и среди совсем маленьких крох, и среди детей старшего школьного возраста. Если овладение чужим имуществом у малышей до пяти лет происходит из-за незрелости личности и неполного формирования нравственных установок, то старшие дети-клептоманы совершают воровство из-за того, что их мышление пребывает во власти неконтролируемой психической зависимости. Эту патологическую страсть к кражам у детей характеризуют следующие обстоятельства:

  • Импульсивное появление влечения к свершению кражи: эпизод воровства заранее не планируется;
  • Непреодолимая навязчивая потребность незамедлительно удовлетворить свою аномальную тягу;
  • Чрезвычайная психоэмоциональная напряженность перед предстоящим хищением;
  • Предвкушение удовольствия от процесса воровства;
  • Отсутствие направленности на какую-то определенную вещь: объектом краж могут стать абсолютно любые предметы
  • Ощущение облегчения и удовлетворения после свершения преступного деяния.

Эпизод клептомании у детей чаще всего происходит на фоне угнетенного состояния психики, когда у ребенка мрачное настроение и ощущение безысходности. Украсть какой-то предмет для ребенка-клептомана – единственно возможный вариант для ощущения эйфории и последующего внутреннего умиротворения.

Причины возникновения:

  • Желание обладать вещью, которая принадлежит другим людям. Даже если дети хорошо осведомлены, что присваивать обманным путем или воровать имущество других людей аморальное и преступное деяние, клептоманы не могут противостоять своим неконтролируемым импульсам.
  • Дефицит внимания родителей. Недостаточный эмоциональный контакт с предками – распространенная причина формирования клептомании у детей. Ребенок, который недополучает требуемой «порции» родительского внимания и любви, старается компенсировать дефицит эмоционального отклика.
  • Стремление к самоутверждению среди ровесников. Поиск своего места в детском коллективе, потребность самоутвердиться среди сверстников – частые причины клептомании. С помощью воровства ребенок пытается поднять самооценку, завоевать авторитет у ровесников, установить прочные социальные контакты. Такой фактор в развитии зависимости часто срабатывает у детей, считающихся «белой вороной» или у чересчур застенчивых и нерешительных ребят.
  • Потребность продемонстрировать свою «взрослость». В старшем школьном возрасте дети часто совершают кражи, руководствуясь подсознательным стремлением доказать свою «взрослость» и «крутость». В некоторых подростковых коллективах успешно свершенное преступление – своеобразное мерило проворства, изобретательности, ловкости. Иногда клептомания развивается у ребят, которые не могут влиться в компанию друзей нормальными способами: возникает стремление воровать как единственно доступный вариант для того, чтобы общаться с другими подростками и быть принятым в коллектив.
  • Особенности личной конституции в сочетании с расстройствами психической сферы. Обстоятельства, очень часто подталкивающие к формированию клептомании у детей, – состояние здоровья и особенности личности. Риск стать клептоманом присутствует у ребят, которые имеют:
  • Серьезные психические отклонения, например: олигофрению;
  • Проблемы эндокринологического спектра;
  • Органические заболевания центральной нервной системы и головного мозга.
  • Непонимание того, что даже мелкая кража – это преступление.

Что делать родителям, если их ребенок – клептоман?

Помимо обращения к психологу взрослым необходимо:

  • Устранить причину возникновения зависимости;
  • Не вступать в конфликт с ребенком и не вешать на него клеймо «вор»;
  • Постараться вызвать чувство стыда, подарив малышу предмет, о котором он давно мечтал;
  • Регулярно хвалить и поощрять подростка за малейшие успехи и достижения;
  • Хранить денежные средства и банковские карточки в недоступном для ребенка месте, таким образом, избавив чадо от соблазна украсть;
  • Чаще совершать совместные походы в магазин;
  • Приобщать подростка к планированию семейного бюджета;
  • Выделять определенную сумму на ежедневные расходы;
  • Строго контролировать импульсивных детей, направив их психическую энергию в мирное русло, например, отдав ребенка в спортивную секцию;
  • Приучать к ответственности за свои действия;
  • Проводить выходные дни всей семьей, составляя увлекательную программу отдыха.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close