Обычно в конце учебного года у детей и взрослых накапливается очень большая усталость от учебы, это так называемая весенняя астения. Время, когда будет более яркое солнце и зеленая травка, еще только впереди, и все это плохо влияет на мотивацию к обучению. Соответственно, на фоне астении и нежелания учиться могут обостряться и выдавать себя те вещи, которые сидели глубоко латентно.
В больших городах даже в обычных школах дети сталкиваются с огромными перегрузками. Программы поменялись, ФГОСы поменялись, значит, это вроде бы и не очень заметно, но нынешние ученики оказываются совершенно не в той ситуации, в которой были мы, родители, когда были детьми и учились в школе.
Основная характеристика современного состояния дел в тотальном отсутствии свободного времени у ребенка, это прежде всего. Если у него хоть сколько-то свободные, ответственные и финансово-состоятельные родители, он будет занят все время: с утра и до середины дня у него будет школа, во второй половине дня – дополнительное образование. Считается, что это именно то, что вообще и нужно для хорошего развития.
Образовательная гонка
И оказывается, что дети закручены в какую-то невероятную пружину образовательной гонки, у них остается очень мало времени на то, чтобы, собственно, расти. Нам кажется, чем больше мы вложим в ребенка, тем лучше, а сейчас особенно популярна идея, что нужно вкладывать максимально. Но это вложенное должно как-то перевариваться, как-то усваиваться, и вообще ложиться на какую-то еще, кроме как учебную, почву. И вольно или невольно родители растят головастиков.
Часто у мальчиков совсем нет времени на спорт. Тотально нет времени на чтение книг. Плюс появилась очень большая доступность планшетов, телефонов и других виртуальных штук. Все это приводит к тому, что растет не очень читающее поколение. И дело не только в планшетах, а еще и потому, что очень мало досуга – расписание очень плотное.
Пружина закручивается с двух сторон – в школе задают на дом много заданий и плюс дополнительная плотная программа. К тому же часто уроки без взрослого сделать нельзя, домашние задания родители делают вместе с детьми, и это поощряется школой. И часто уже в начальных классах детям нанимают репетиторов. Считается, что это помогает детям вырасти более умными.
Параллельно возникают другие мнения, родители все же начинают понимать, что что-то идет не так. Пусть это звучит буквально, но у ребенка в начальной и средней школе обязательно должно быть:
- Свободное время;
- Время гулять;
- Время ковырять в носу;
- Время на контакты, то есть возможность разговаривать с другими детьми лично, а не в чате;
- Время доиграть, потому что считается, что если ребенок пошел в школу, ему теперь не до игрушек.
Очень важно, чтобы учителя, школьные психологи, родители имели двустороннюю информацию о том, как важны нагрузки, и о том, как нагрузки, перегрузки и плотный график могут быть вредны для взросления.
В принципе, то волевое и эмоциональное отставание, которое мы сейчас имеем к концу подросткового возраста, – это отчасти оттого, что дети не имеют времени взрослеть, быть самими собой, думать серьезные мысли, общаться с другими детьми.
Современные дети в мегаполисах вроде Москвы самостоятельно вообще не гуляют. Сначала ребенок не гуляет, потому что опасно, родители не могут его отпустить одного, а потом он не гуляет, потому что у него сплошные занятия, у него просто нет времени. Тема выпадения уличной социализации в развитии детей, на самом деле, очень серьезная.
Родители в нынешней системе образования
Вторая важная вещь еще более интересная – это положение не детей, а родителей в нынешней системе образования. Родители оказываются под очень серьезным прессом. В первом классе на родительском собрании им говорят: «Вы поступили в первый класс. По математике мы с вами будем проходить вот это, по русскому вот это». Вместо того, чтобы позиционировать ученика как самостоятельного человека, сейчас в большинстве школ, особенно ориентированных на какой-то успех, часть ответственности за учебу все больше перевешивают на родителей.
Считается, что родители должны быть полными участниками процесса усвоения знаний детьми, без вариантов. Если вы так не делаете, то вы плохие родители, плюс будет какой-то пресс на ребенка: «Что же твои родители не могли у тебя проверить немецкий?» К тому же сами учителя стали абсолютно злыми персонажами, над ними тяжело довлеют новые ФГОСы, количество человек в классе.
Как семье выработать иммунный ответ на то, что происходит с системой образования
Первое, что нужно понять: действительно, ситуация изменилась. Нынешнее поколение родителей все же много чего достигло в жизни, по крайней мере, мы сами могли учиться и дальше начать работать. К нашим урокам наши родители, как правило, не прикасались, а сейчас родители как машинку на веревочке тащат за собой ребенка, который упирается, не старается, и времени тратится вагон. И родители, получается, при ребенке лет до 12, 13, а то и 14 лет, – это роль такого высококлассного сопровождающего, часто при моторе, ведь дети же еще не могут перемещаться сами.
Раньше была свобода – свобода делать какие-никакие мелкие детские ошибки, свобода дружить, делать неправильный выбор и терпеть последствия, пока они еще маленькие и безопасные.
Если нынешнее поколение родителей сами ходили с ключом на шее и в музыкальную, и художественную, и спортивную школу, то сейчас это не так. Сейчас с каждым ребенком обязательно идет взрослый. Часто социальная жизнь родителей строится вокруг этого круга: класс – школа. Родитель полностью погружен в жизнь ребенка, все мысли и разговоры у него про детские уроки и оценки.
Это, может быть, в чем-то и хорошо для тех, кого это устраивает. Но то, что у детей замедляется взросление и то, что родители оказываются частью учебного процесса, для меня очень неоднозначно. Я каждую неделю на консультациях сталкиваюсь с родителями, которые очень устали, испортили с детьми отношения, понимают, что уже седьмой или восьмой класс, а ребенок так и не начал учиться сам.
Это очень сложное и зажатое положение родителей, мне кажется, требует особой рефлексии, потому что, действительно, и школа не виновата, и никто не виноват, просто в этой новой ситуации нужно понять, как лучше строить отношения, чтобы ребенок и взрослел, и мог самостоятельно что-то делать.