Помните как Мама в детстве говорила: «Учись, а то дворником будешь!». Я мало знаю людей, которые учились плохо, а теперь подметают дворы, зато знаю много «отличников», которые работают на низкоквалифицированной работе.
В мои школьные годы, когда учитель рассказывал новую тему, он спрашивал: «Есть вопросы?». Если в классе кто-то и просил объяснить учителя ещё раз, то преподаватель говорил: «Ты что уши не мыл? Я же много раз уже повторила!». Вопросы отпадали.
Что бы хорошо учиться, нужно: делать то, что говорят, не задавать глупых вопросов, много трудиться. Ребенок, который с отличием окончил школу, а затем и институт, как правило, идет в наёмные работники. Этот путь ему протоптала вся система образования. В России желание заниматься бизнесом проявляют лишь 2,2% — согласно ежегодному докладу Global Entrepreneurship Monitor. Этот низкий процент можно объяснить тем, что наша система заточена на создание работников.
«Троечники» ведут себя по-другому. Они не хотят сидеть за учебниками и осваивают другие модели поведения. Они учатся договариваться, угрожать, придумывать оправдания и управлять людьми. Они делают всё, чтобы остаться «на плаву», живут в ситуации постоянной непредсказуемости, больше делают и меньше сомневаются. При этом они испытывают постоянное давление со стороны учителей, пренебрежительно к ним относящихся, и со стороны родителей, которые пугают их незавидным будущем и ремнем, ставя в пример «отличников». В будущем «троечники» часто начинают заниматься бизнесом или становятся самозанятыми. По данным проведенных исследований, в России бизнесменов с плохими оценками в школе вдвое больше, чем «отличников».
«Троечники» и «отличники» нужны нашему обществу (возможно, в современном мире, «троечники» нужны даже больше). Поэтому родителей, у которых дети учатся плохо, призываю не тревожиться – возможно, навыки, которые они сейчас приобретают, пригодятся им в дальнейшей жизни. Не надо рассказывать детям о дворниках, бедности и прочие сказки. Мир давно изменился. Лучше помогите направить энергию и творческую жилку в русло созидательности. Мир полон возможностей для «троечников».
Если ребенок «отличник» – научите его быть гибким, творческим, деятельным. Играйте с ним в игры, которые помогают пережить ситуацию неопределенности, чтобы в будущем он легче с этим справлялся и был независим в своих суждениях и поступках. В нашей школе этому не учат.