У нас всего слишком много. Информации. Задач. Выбора. Негатива. Никогда еще вокруг не было столько источников напряжения, и наши шансы сохранить присутствие духа, похоже, снижаются. Чтобы найти средства против стресса, попробуем сначала понять его причины.
Пособия по достижению счастья и рассказы о благотворности медитаций для тела и души с каждым днём набирают популярность. Но чем больше мы слышим призывов радоваться жизни и обрести спокойствие, тем яснее проступает скрытое за ними сообщение: мы беспокойны, напряжены и пессимистичны.
40% опрошенных соглашаются с тем, что стресс лучше всего снимается алкоголем. Не согласны с таким методом 23%, но никто не спорит, что стресс существует и от него надо избавляться.
Откуда берётся хроническое чувство тревоги, и почему нам некуда от него скрыться? «Оно имеет экзистенциальную природу, это неотъемлемая часть нашего человеческого самоощущения», считает семейный психолог Инна Шифанова. Но тревога, замечает социолог Винсент де Гольжак, «требует возможности её изливать, выражать, в том числе и в форме работы на великие групповые идеалы, которые дают надежду и обещают лучшее будущее».
«Люди боятся разных вещей, но страх присутствует на всех уровнях общества, – замечает психоаналитик Клод Альмос. – Боятся бедности, увольнения, невозможности оплатить учебу детей. И никто не решается об этом говорить. Психологам стоило бы публично объяснять, что тревоги нормальны, а те, кто тревожится, не больны. Что они живут плохо не потому, что уязвимы, а потому, что условия их жизни невозможны».
К экономическим и общественным проблемам добавляется еще одна беда наших дней: гиперинформированность. Бесконечные новостные ленты, социальные сети, электронная почта и прочие мессенджеры поставляют нам самые разные сведения в режиме нон-стоп, увеличивая наш стресс.
Информация становится бедствием, и дело не только в плохих новостях и трагедиях, уносящих сотни человеческих жизней: она бессистемна и её слишком много. Бомбардировка сообщениями всех видов погружает нас в состояние фрустрации, поскольку нам не удается не только управлять этим потоком, но даже следить за ним.
В обществе преобладает мнение, что мы сами отвечаем за свое счастье. У нас нет полной власти над своей жизнью; лишь приняв эту истину, мы можем снизить внутреннее напряжение. «Количество вызовов, на которые нам предстоит ответить, вряд ли уменьшится, – замечает клинический психолог Антон Воробьев. – Сегодня клиенты всё чаще приходят с запросом: «Дайте универсальную психологическую технику, которая поможет мне справляться с разными трудностями». Они хотят научиться самопомощи и самоподдержке». И хотя противоядия против экзистенциального стресса ни у кого нет, в нашем распоряжении есть некоторые инструменты: делать всё, что от нас зависит, принимать своё несовершенство и ограниченность наших ресурсов, смиряться с ошибками и недостатками, не считать себя центром мира, объединяться с друзьями и единомышленниками, помогать другим. Используя их, мы сможем сделать свою жизнь лучше. И чуточку спокойнее.