Перечислим основные сложности периода адаптации. Самая главная сложность – это сопротивление и нежелание ребёнка.
Если мы столкнулись с сопротивлением как главной сложностью, то не может не возникнуть вопрос: что мы умеем делать со сложными эмоциями и состояниями наших детей. Если мы ничего не умеем делать, а ребёнок в период адаптации к посещению детского сада будет сопротивляться, и это для него нормально, мы, скорее всего, перестанем водить его в сад, потому что не умеем справляться со сложными детскими эмоциями.
Но может возникнуть такая картина, что, если мы только пасуем перед эмоциональными детскими сложностями, мы закрепляем у ребенка синдром неуспешности.
Предположим, ребёнка повели в детский сад, а он плачет, не хочет, упирается. Мама, не умея выносить плач, говорит: «Ладно, подождем, не будем ходить в сад», и забирает его оттуда. И тогда, у ребёнка возникает ассоциативная цепочка: я плачу – и срабатывает план эвакуации, т.е. меня забирают из этой сложной ситуации. И ребенка нельзя будет повести не только в детский сад, но и ни на какие другие занятия.
Поэтому, озадачиваясь вопросами социализации и думая, вести ли ребенка в сад, нужно, прежде всего, задать себе эти вопросы:
- «Что я умею делать со сложными эмоциями и с непростыми состояниями своих детей?»
- «В состоянии ли я что-то сделать, или эти ситуации меня сражают наповал?»
- «Умею ли я сдерживать эмоциональное сопротивление своих детей?»
Если ответы будут отрицательными, то можно вопрос о привыкании к саду отложить, или же передоверить привыкание к саду тому, кто более устойчив. Иногда мама совсем не может, а вот папа, наоборот, твёрд и спокоен.
Способность сдерживать сопротивление
Такая способность должна расти вместе с ребенком. Обычно сопротивляться малыш учится тогда, когда только начинает ползать: он хочет ползти, а ему не разрешают. Чем старше ребенок, тем более сложные стратегии сопротивления он использует и делает это несознательно.
Для каждого родителя обучение сопротивлению – это определенное «ноу-хау». Назвать для себя этот навык полезным, значит уже сделать двадцать процентов работы.
Как реагировать на плач ребенка по утрам?
Это сложный момент. Вы решили отдать его в сад, вы знаете, что будет адаптация, возможно, вы согласны с тем, что привыкать будет непросто, и это требует времени. Но как реагировать на плач? Иногда именно он становится непреодолимым препятствием к посещению сада.
Нужно не думать, что завтра наступит волшебное утро, когда вы увидите улыбающегося дитя. Нужно настраиваться на то, что плач будет, и придумывать разные способы реагирования. В целом, важно за первые два-три месяца, пока остро идёт адаптация, постараться не сформировать негативных привычек.
Если вы знаете, что ребенок плачет по утрам перед тем, как собирается в сад, можно придумать любые способы, которые вам подойдут, для того, чтобы ему утренние просыпания смягчить, чтобы у вас были способы реагировать на плач иначе, чем собственным раздражением.
Лучше всего в сложные периоды работают не наказания и не раздражение, а поощрения. Самый простой способ – это не требовать от него самостоятельности, т.е. если не хочет одеваться – одевать, если не хочет завтракать, то завтрак либо убрать, либо делать завтрак специально вкусным, приготовить то, что ребёнок любит больше всего.
Если плач становится системой, и у одного человека в семье ничего не получается, очень полезно поменяться ролями, чтобы подъёмом занимался другой взрослый. И придумывать различные приятные традиции.
Очень важно понимать, что с сопротивлением вы обязательно столкнётесь, что ребенок может плакать по утрам, упираться и драться. Нужно уметь сдерживать его, а для этого нужны «островки спокойствия» внутри родителя.
Если у мамы и папы внутри остается территория, не затронутая детским плачем, если внутри есть спокойствие, не потому, что вам все равно, а потому, что вы в ребёнка верите и потому, что вы знаете: адаптация ему не навредит, а пойдет на пользу, тогда ребенку будет проще к этому островку спокойствия присоединиться и выйти из своего плача.
Что делать перед дверью в группу?
Скажем, из дома до сада вы дошли. Следующий момент, где возникает много-много сопротивления у ребёнка, который только учится ходить в сад, это тот момент, когда нужно войти в группу или отпустить своего родителя. И тут уже и временной фактор сильно поджимает, и социальный сильно на нас давит.
Поэтому о том, что делать, если ребенок кричит перед дверью в группу, стоит договариваться в нейтральное время, т.е. заранее, когда ребенок спокоен и в сад идти не надо. И тут, как нигде, стоит использовать жетонную систему поощрения. Ребенку должна быть известна заранее та награда, которую он может получить, если будет себя вести так, как договорились. Очень сложно будет договариваться с трёхлеткой. И четырёхлеткой договариваться не просто. Это получается далеко не с первого раза. Но, в целом, постепенно у ребёнка начинает формироваться довольно правильное представление о том, как можно себя вести по-другому.
Если, увидев упирающегося ребенка у дверей группы и услышав его крик, родитель впадает в раздражение, и у него нет никаких способов что-то сделать, это только закрепит сопротивление.
Если вы только думаете о том, чтобы идти в детский сад, все планы поощрения и все планы действий в момент, когда ребенок кричит, нужно выстраивать заранее, по возможности не сформировывая реакции сложности отрыва. По-моему опыту, в 70% случаев эту историю с криком удаётся «перехитрить». Главное, надо понимать, что дети очень реагируют на эмоциональное состояние собственных родителей.
Гораздо более трудная ситуация, которую сложнее изменить или «перехитрить», это когда ребёнок пошел в сад фактически идеально. И он неделю проходил идеально, а дальше началось не просто сопротивление, а очень сильное сопротивление. И тут вроде бы сначала этих сложностей не было, а потом они неожиданно для расслабившихся родителей настали. Надо знать, что это один из вариантов привыкания к саду. Не надо думать, что у детей, которые сначала неделю хорошо себя ведут, а потом ужасно, произошла какая-то травма. В большинстве случаев это совсем не так.
Скорее, это про то, что ребёнок пошел в сад, увидел там всё новое, чуть поиграл, быстро поняв, что ничего особо интересного там нет, перестал хотеть туда идти. Эффект новизны прошел – началась рутина, причём, рутина не плохая, хорошая, но ребёнок понял, что он не будет в саду таким царём и императором, как дома, и начал сопротивляться. Это гораздо более зрелое сопротивление, и здесь нужно много стратегической мудрости, чтобы с ребёнком договориться. В таком случае иногда помогает пауза, иногда недельная или двухнедельная, для того чтобы снять эту «аллергическую» реакцию.
Есть еще моменты, с которыми не стоит совмещать привыкание к детскому саду, чтобы все вышеперечисленные вещи не усилить. Не надо совмещать это событие:
- с переездом;
- с непосредственным выходом на работу;
- с изменением состава семьи в любую сторону. Наиболее часто изменение состава семьи – это рождение брата или сестры, рождение сиблинга. Также изменением состава семьи может быть развод.
К чему наиболее сложно привыкнуть?
Во-первых, у ребёнка происходит адаптация (привыкание) и к воспитателям, и к детям. Основное, к чему трудно привыкнуть, что детей много, а взрослый один. Это сложно даже тем детям, у которых не по одному брату и сестре, потому что все равно в обычном саду нет индивидуального подхода. Один взрослый не может таким образом смотреть за детьми, как смотрит мама даже за тремя-четырьмя малышами.
Во-вторых, очень сложно ребёнку привыкнуть к тому, что рядом нет родителя, который его прикроет, т.е. при любом раскладе ситуации, при любом его поведении, они сделают что-то такое, чтобы малыш оказался в безопасности, «подстелет соломки». Эти перечисленные вещи не очевидные, но очень значимые. Дитя их вам словами не выразит, но это очень важно для его привыкания.
Адаптацию родителей к саду затрудняет то, что родитель не понимает, что там с ребёнком происходит. Он знает дорогу до сада, он знает крики или их отсутствие перед группой, а что происходит внутри – не знает.
Часто дети садовского возраста ещё не умеют рассказывать и формулировать мысль, как им сложно. Очень часто родителям в период адаптации важно знать, что происходит с ребёнком.
Нужно использовать игровые методики, для того чтобы ребёнок по ассоциативной цепочке начал объяснять, что же с ним там происходило. Игровые методики – это либо игрушечные человечки, либо слепленные из пластилина, либо вырезанные из бумаги. Вы вырезаете или лепите тетю-воспитательницу, потом более мелкие фигуры детей, кроватки, песочницу и пытаетесь проиграть ситуацию. И даже не очень хорошо говорящие дети в игре могут выдавать какие-то вещи, которые для вас будут очень информативными.
Отношения с детьми
Детям не просто выстраивать горизонтальные отношения. Они привыкли, что подстраиваются не они, а к ним. И часто привыкли, что их желание – это почти закон, что, если они что-то захотели, они не просто это получили, а получили очень быстро, и что игра происходит по их сценарию, т.е. они задают тему и сюжет игры.
И тут появляется не сложность входа в сад, не сложность отлучения от мамы, а сложность другого рода: построение отношений. И как следствие этой сложности возникает нежелание идти в сад.
Огромный вопрос, стоит ли при возникновении сложности в общении с другими детьми давать обратный ход и в сад не ходить. Для меня ответ однозначный – не стоит, потому что такой опыт ребенку понадобится в любом случае, и если он не возникнет в саду, он возникнет в школе.
Итак, научиться играть – это одна из развивающих и обучающих задач в детском саду. Мы за этим туда и ходим. Ходим не за занятиями и не за общением с воспитателем, а затем, чтобы научиться выстраивать горизонтальные отношения и научиться играть. Это глобальная школа жизни – уметь выстраивать отношения со своими сверстниками. Для этого нужно уметь разные вещи в отношениях: договариваться, не соглашаться, уступать, конфронтировать, прощать. Пока ребенок все это не освоит, адаптация не завершится. Она завершена, когда ребенок научился взаимодействовать с другими детьми без прикрытия взрослых.
Секреты, которые помогут ребёнку
Во-первых, это простые методы популяризации (и они относятся не только к саду). Ребенок, который ходит в сад, должен быть одет в красивую одежду, лучше с какой-нибудь популярной для этой возрастной группы символикой. Он может приносить в сад какие-то маленькие сюрпризы для угощения детей – но только на стадии привыкания.
Можно вести «Альбом большого ребенка» – альбом достижений, и в него вклеивать фотографии, как он идёт в сад и не плачет, как он играет там на площадке, вклеивать рисунки, которые он делал в саду, рисунки про сад и всякие другие вещи, которые ребёнок сам научился делать в саду. Такой альбом и пересматривание его могут смягчить какие-то моменты в адаптации.
Секрет номер два. У детей есть очень чувствительные антенны, настроенные на состояние родителей. Если мама и папа испытывают какое-то сложное чувство: тревогу, неуверенность, чувство вины перед ребенком, когда отводят в сад, то адаптация может быть сильно затруднена, потому что ребенок реагирует не на слова взрослого, а на его состояние.
Если вы думаете, отводя ребенка в сад, что вы – плохой родитель, то долгосрочная проблема вам гарантирована. Значит, отводя ребенка в сад, главное, что мы можем для него сделать – придерживаться собственного решения и быть в состоянии не противоречивом, чтобы не возникала двухуровневая коммуникация. Дети считывают уровень подтекста, а не текста. Если мама говорит: «Давай, давай, иди в сад, ты уже большой», а сама при этом тревожится, ребёнок в сад нормально не пойдёт.
Секрет номер три. Адаптация к коллективу дошкольников – это очень болезненный процесс. Не для всех он мучительный, но все равно занимает время и силы. Лучше пройти через него до школы. Ребёнок, который не социализировался, не научился быть в коллективе ровесников до школы, все это переносит на первый класс.
Поэтому я и считаю, что хотя бы год сада для каждого ребенка – это полезная вещь. И желательно, чтобы это был не последний год перед школой, потому что последний год очень нагружен разными другими занятиями, а большие перегрузки не полезны дошкольнику.
Когда же адаптация завершена?
Во-первых, ребенок с относительной хотя бы охотой идёт в сад.
Во-вторых, ребенок знает, как зовут детей и воспитателей – это очень важный навык.