Море эмоций: что нам делать с этими малышами? | | Emozen - журнал об эмоциях
Close

Море эмоций: что нам делать с этими малышами?

Каждый год дошкольного детства — целая эпоха развития

Взрослеть — это сложно. Особенно ярко это проявляется на третьем году жизни с темпераментными, эмоциональными малышами. Казалось бы, родители стараются и делают все, что только возможно, чтобы малыш был счастлив. А криков и слез все равно может быть предостаточно. И многое тут зависит не только от родительских стараний, а от темперамента вашего малыша и семейной ситуации его развития.

Так, темпераментные детки будут довольно часто переходить на крик в возрасте от 10-11 месяцев и пока не освоят лексику родного языка в полном объеме. Немало может быть случаев крика и в семьях, где малыш такого возраста — не единственный ребенок.

Братско-сестринские отношения очень близкие, и малышу этого возраста всегда найдется, что делить с братом или сестрой. Но даже если малыш довольной спокойный и уравновешенный по характеру, и у него нет сиблингов, все равно редкие семьи проживают этот период развития малыша без слез и криков.

Мало слов, много эмоций

Это возраст особенно сложен потому, что у малыша часто просто не хватает слов, чтобы выразить свои желания , нежелания, намерения. И когда кончаются слова, начинается чистое не словесное выражение эмоций — крик и плач. Ребенок сам этого механизма не осознает, это слишком сложно для двухлетки. Но если мама и папа станут внимательно наблюдать, то им несложно будет заметить тот момент, когда малыш начинает «закипать», потому что не находит слов. Очень хорошо некоторое время понаблюдать, а возможно даже зафиксировать на видео или письменно- поведение ребенка в сложных для него ситуациях. И тогда вам окажется несложно предсказать, когда наиболее вероятна следующая эмоциональная вспышка.

«Нехочука»

Количество глаголов с частицей «не», которое употребляет двухлетний ребенок просто поражает.  Предельный случай, который мне довелось наблюдать » не едет не красная не машина» от трехлетнего мальчика в ответ на нейтральную во всех отношениях фразу мамы «едет красная машина». То, что малыш периодически ничего не хочет, почти со всем не согласен, и выражает это совсем не спокойно не должно восприниматься вами как педагогический провал. Конечно, не просто смириться с тем, что любимый ребенок, в которого вложено столько любви и заботы ведет себя подобным образом и вы глядит несчастным.

Просто начинает отрабатываться эта способность в семье, на самых близких людях и в очень незрелом виде. Но это не просто истерика, и не шаг назад, это принципиально новое умение для ребенка. Выглядит это , не спорю, вопиюще — в прямом и переносном смысле. И для родителей умение справляться с «нехочукой» тоже может стать не только стрессором, но и шагом в личном и «профессиональном» (родительском) развитии. Попробуйте отнестись к этому «неправильному» поведению ребенка как к новой задачке, которую вам не доводилось решать. И тогда внезапные вспышки эмоций ребенка, возможно, станут не парализовать вас, а вызывать живой познавательный интерес.

Малыш противится просьбам

А еще недавно научившийся говорить фразами ребенок может сопротивляться любой вашей, даже необременительной для него просьбе. Причина этого чаще — очень сильное желание, даже потребность ребенка выразить свое мнение.

Несогласие, отказ — один из простых, довольно примитивных способов выработки собственной позиции ребенка.

И если вы считаете, что и независимость в более старшем возрасте — важные для малыша качества, не стоит очень резко подавлять эти — такие глупые и иррациональные — отказы двухлетки.

«Плохая мама»

Очень часто когда ребенок расстраивается, ему кажется, что виновник того, что все идет не так — мама. Это она виновата, что вода из чашки проливается, пуговицы не застегиваются, а в книжке разорвалась страница. Эмоции эти сильны, но выражение у них весьма примитивно. Все недовольство миром выливается в крик или бурчание «плохая мама». Не все реагируют на это спокойно.

Иногда мама ужасно расстраивается. По временам совсем не представляет, что же она — как хорошая мама — должна сказать и сделать. А иногда предохранители ее срывает, и мама может прореагировать резко — закричать, шлепнуть. И потом мучаться чувством вины. Малыш, говорящий «плохая мама» через десять минут прибежит обниматься и говорить: «Маму люблю». Его состояние сменится, а материнская обида будет тлеть долго.

«Одушевленные» предметы вокруг

Маленький ребенок думает , что все вокруг живое. Такой первичный анимизм (представление о том, что у всего есть душа) исчезнет только к 6-7 годам. А пока малыш думает что «плохие качели», «доброе одеялко», «хитрая зубная щетка» способны действовать самостоятельно. И им он тоже радуется — почти как маме и периодически сердится на них, спорит с ними, этими непослушными ботинками . Объяснять, что это не угол стола плохой, а ты прошел мимо него неаккуратно и ударился 2-3 летнему ребенку практически бесполезно.

У него не работает еще понимание причинно-следственных отношений. Он не понимает, и не может еще строить логических цепочек. Лишь к 4-5 годам эта способность начнет потихоньку включаться, и малыш будет в состоянии понять, что вы ему говорите.

«Неть!!!!»

Теперь ребенок согласен вовсе не со всяким предложением . Более того, любое, даже самое привычное каждодневное дело или предложение может встретить отпор неожиданной силы. «Неть» супу, колготкам и чистке зубов. Нередко это «нет!» связано не только с нежеланием подчиняться требованиям, но и с огромным стремлением к самостоятельности. Малышу этого возраста крайне важно пытаться делать самому то, что он , в принципе, уже может сделать.
Выглядеть это тотальное сопротивление может впечатляюще: ребенок не просто плачет, он орет. И продолжаться такое может не 1-2 минуты, а 10-15 и более минут.

Предоставляем выбор?

Если у вас есть время, возможность , желание и терпение — да. Но если  обстоятельства складываются так, что вы не можете , не хотите или не считаете нужным предоставлять ребенку выбор, и он негодует, кричит и плачет в ответ на ваше однозначное предложение или настоятельную просьбу, не думайте, что можете травмировать малыша.

Нанести вред психике двух- трехлетнего ребенка простыми запретами фактически невозможно. Для того, чтобы можно было говорить о психотравмирующей ситуации, запретов должно быть или очень много (80 и более процентов от всех событий и возможностей), или запреты , просьбы и указания должны быть чрезвычайно непоследовательные.

Когда станет спокойней и легче?

Бывают дни, настолько мучительные и изматывающие, что основной, ухаживающий за ребенком взрослый задается вопросом: когда же это, наконец, закончится? Когда станет легче? И станет ли когда либо? Сложно дать общий однозначный прогноз.  Но исходя из общих соображений психологии развития можно сказать: к 4-4,5 года море детских эмоций должно значительно уменьшиться.

Дело в том, что у большинства малышей именно в этом возрасте начинает созревать способность к самостоятельному регулированию эмоций. До этого возраста собственные  переживания и чувства для ребенка — это кран, который не он открывает. И он не имеет возможности и способности его перекрыть.  В большинстве случаев ребенок не «не хочет» перестать кричать и плакать, а просто не в состоянии этого сделать. С ним это «происходит», а не он «делает это».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close