После нескольких лет работы психологом, у меня накопилось множество выводов, частью из которых я готов поделиться.
- При тревожных и панических состояниях лучше СРАЗУ обращаться к специалистам и НЕ терпеть. Если вовремя не решать проблему, то на фоне психического и физического истощения, частым исходом бывает депрессивный эпизод. Тогда вместо одной проблемы приходится работать с двумя
- Редко у кого получается так искусно играть на самолюбии и самооценке психолога, как у антисоциального клиента. Мой опыт и опыт коллег регулярно подтверждает, что антисоциалы, в силу своего характера, очень умело используют идеализацию, манипулирование, и, в принципе, умеют быстро входить в доверие;
- Одним из ярких индикаторов отношений по типу слияния, являются регулярные МЫ-кания клиентов. «Мы вчера так вкусно покушали; мы сегодня такие довольные; мы не любим, когда нас обманывают»
- Ошибки психолога, когда они, скорее, исключение, а не правило, могут быть полезны для клиентов. При условии, что психолог не уходит в защиту и спокойно обсуждает это с клиентом. Пример: пропуск встречи, опоздание, забыл дать сдачу, забыл ключи от офиса
- Когда клиент длительное время идеализирует психолога, то это вопрос времени, когда начнется обесценивание. В лучшем случае, клиент сможет об этом сказать, в худшем – внезапно прерывает терапию без предупреждения или с помощью короткого сообщения. Многим сложно лично озвучивать своё недовольство
- Клиенты (и не только), которые отваживаются открыто выражать свою агрессию в конфликтах, легче восстанавливаются после конфликтов, засыпают быстрей и реже «машут кулаками после драки».