Мы живем в мире, густонаселенном людьми. Как любит говорить мой лучший друг: “Людишки, они повсюду”.
Для людей, живущих в мегаполисах, это обычное дело выйти на улицу и встретить человека. В маленьких городах можно столкнуться с таким явлением: ты идешь по улице вместе с местным жителем, и он здоровается с каждым встречным. Не потому что он такой вежливый и настроение отличное, а потому что он всех в городе знает лично.
Общаясь с людьми, мы социализируемся, погружаемся в социум и живем по его традициям и общепринятым нормам. Это общение развивает нас, помогает выстраивать межличностные связи, находить общий язык с разными типами личностей, научает вступать в спорные, конфликтные ситуации и выбирать пути выхода из них. Мы начинаем социализировать детей посредством детских площадок, садов, школ, где общение, которое даже иногда превращается в бои лопатками, песком, линейками или ранцами перерастает в понимание людьми самих себя, других людей, своих и чужих интересов, чувств и особенностей характера.
Но даже в условиях большого города можно столкнуться с таким явлением, как «одиночество в толпе». Находясь среди людей и даже общаясь с ними, человек может не чувствовать внутренней связи с обществом, оставаясь отчужденным от него.
Вследствие социальной изоляции, недостаточности получения чувственных (сенсорных) стимулов, ограничения связи личности с социальной средой, недостатка социальных ролей (в семье, в учебном заведении в рабочем коллективе) может возникнуть социальная депривация (далее СД). Определение самого термина депривация, которое предлагает Психологическая энциклопедия, звучит, как лишение организма возможности удовлетворять те или иные жизненные потребности. В данном случае мы рассматриваем социальные потребности, необходимость находиться в социуме, среди людей. Это состояние может, как бросить едва заметную тень на развитие личности, так и наложить серьезный отпечаток.
Самым ярким примером такого состояния можно рассматривать детей из детского дома, где в связи с нашими организационными порядками и жесткой нехваткой персонала дети не получают должного внимания, не могут своевременно удовлетворять свои потребности, долгое время находятся в одиночестве и не получают ответной реакции на свои сигналы. Зачастую такие дети уже даже не плачут, чем очень привлекают внимание потенциальных опекунов. Но сейчас не будем рассматривать этот феномен подробно.
Проблемы социального развития могут приобрести хронический характер и превратиться в расстройство личности, например, антисоциальное расстройство.
Л.С.Выготский писал о том, что высшие психические функции, которые составляют суть человеческой психики, формируются благодаря жизни ребенка в обществе, благодаря общению и обучению.
А СД, как и сенсорная депривация, ведет к развитию тревоги, страха, депрессии.
Чтобы бороться с депривацией, конечно лучше предоставить человеку те условия, которых он был лишен. Если рассматриваются тяжелые, затяжные случаи, может понадобиться помощь психотерапевта, в крайних случаях даже медикаментозное лечение. В качестве профилактики рассматривается высокая физическая активность, творческая деятельность. А для лечения СД необходимы социальные контакты со своим окружением: родственниками, друзьями, коллегами.