Всё чаще дети, столкнувшиеся с какими-либо проблемами, обращаются к друзьям, а не к родителям. Так почему же это происходит?
В феврале 2016 года группа психологов из Университета Мердока и Университета Гриффита в Австралии опубликовала результаты исследования, в котором приняли участие 108 подростков от 13 до 16 лет из семей с низким доходом.
В течение недели они 5 раз в день заполняли опросники. Отвечали на вопрос: «С тобой случилось что-нибудь плохое с момента прошлого опроса?», оценивали неприятное событие по 5-балльной шкале (от «так себе» до «очень плохо») и вкратце описывали произошедшие события. Затем отмечали, насколько счастливыми, грустными, одинокими, завидующими или обеспокоенными они себя чувствовали в этот момент, и фиксировали, с кем они общались в это время.
Когда ребенок провалил контрольную, друзья ободряют и помогают забыть о тревогах
Ученые проанализировали записи и пришли к выводу, что подростки справляются с неудачами легче, если общаются со сверстниками, а не со взрослыми. Способ общения значения не имеет — переписка в соц. сетях или мессенджере так же эффективна, как разговор по телефону или в живую.
Руководитель исследования Беп Уинк поясняет: «Социальная поддержка и возможность отвлечься от проблем помогает подросткам пережить трудности и невзгоды повседневной жизни». Например, когда ребенок провалил контрольную или экзамен, друзья ободряют, поднимают настроение и помогают забыть о тревогах.
Соавтор исследования Кэтрин Модеки заметила: «Похоже, друзья действуют на подростков как тонизирующее средство для эмоций. По крайней мере, в краткосрочной перспективе». Особенно это касается девочек, они чаще ведут беседы и обсуждают проблемы, мальчики реже разговаривают, обычно они вместе занимаются физической активностью.
Что тревожит подростков? Беп Уинк назвала типичные проблемы, вроде разрыва с парнем или девушкой и проблем с учебой. Но психологи отметили и дополнительные факторы стресса: принуждение к сексу, расистские нападки, драки, жизнь вдали от близких, ответственность за младших братьев и сестер, работа по ночам ради заработка.
Чаще всего родители и преподаватели сходятся во мнении о том, что они должны помочь детям и смягчить стресс, но, на самом деле, лучше не вмешиваться. Обращаясь за помощью друг к другу, они учатся взаимовыручке. В свою очередь, это так же помогает им получить важные для жизни в социуме навыки – способность быть добрыми и внимательными, понимать других и сочувствовать им.