- Избыточный контроль
Поколение 30–40-летних никто особенно не проверял. Сейчас самостоятельность детей упала, потому что их жестко контролируют. И это понятно: уровень опасности другой. К тому же в школах требования стали выше, чем были раньше, да и программа, к примеру, по математике или английскому построена так, что ученик самостоятельно с ней справиться не может. Поэтому взрослый поневоле включается в процесс, а выключиться ему уже сложно. И ребенок привыкает, что его посадят за уроки, все разъяснят. А потом получается, что парень или девушка не умеет заниматься самостоятельно. Родители попадают в ловушку, созданную своими руками. Они хотят, чтобы было по-другому, но время упущено. Поэтому надо как можно раньше, желательно до 3-го класса, отстраниться от учебы, оставив ребенка один на один с уроками. Помогать только по просьбе школьника. Вообще, задача педагога – научить детей заниматься, а родителей – сильно не вмешиваться в процесс. Хотя сейчас учителя, наоборот, привлекают мам и пап к школьной жизни, перекладывая на них часть своей ответственности. - Полная загрузка дополнительными занятиями
Родители боятся, что какие-то возможности будут упущены, рассуждают так: без английского сейчас никак, спорт нужен обязательно, и математика необходима. В результате ребенок не имеет свободного времени. Это неправильно. После школы ученик должен отдохнуть, час не делать ничего. На выполнение домашнего задания уходит от полутора до двух часов. Нужно находить время на прогулки и чтение. А дополнительные занятия лучше вписывать по остаточному принципу. Выберите то, что ребенку интересно, не бойтесь экспериментировать: бросать одно, пробовать другое. Это поиск. Оставьте сыну или дочери хотя бы один школьный день без секций и еще один полный выходной.
- Выбор слишком сильной школы
Многие мамы и папы считают, что учебное заведение должно быть особенным, их не останавливает, что на дорогу в школу уходит час — полтора. Не всегда такой подход оправдан. Все зависит от возраста и возможностей ребенка. Начальную школу все-таки лучше выбрать поближе к дому, это сэкономит малышу время и силы, в 5-м классе можно перевести его в другую. Когда ребенок быстро соображает, схватывает знания на лету, ему нужна школа посильнее. Но если он не тянет программу, лучше поискать другое учебное заведение, в котором ребенку будет интересно и комфортно. - Строгие наказания
Родители часто используют в качестве воспитательной меры метод лишения детей чего — то ценного. Это приводит лишь к обидам. С ребенком надо установить свои правила игры. Например: «Пока уроки не сделал, никаких гаджетов!» Кстати, чтобы школьник успевал делать уроки и привык читать книги, хотя бы до 7-го класса контролируйте время, которое он проводит со смартфоном или планшетом. Выделите на это 20–30 минут в день или только выходные – как договоритесь со своим ребенком. - Поощрение ребенка подарками или деньгами
Это имеет смысл, но тут главное – не переборщить. Если школьник осваивает что-то новое, его нужно поощрять. Можно использовать жетонную систему: за усердие давать карточки-жетончики, несколько соберется, можно купить подарок – пазл или игрушку. Поощрения за каждую пятерку деньгами или подарками приведут в тупик. Ребенок ничего не будет делать просто так. - Сравнение ребенка с братьями, сестрами, одноклассниками
Ставить кого — то из них в пример не надо. Такой подход негативно влияет на психику, это неприятно для школьника любого возраста. - Нежелание защитить ребенка во время конфликта с окружающими
К примеру, возникли проблемы в отношениях с одноклассниками. Многие родители, пытаясь разобраться, говорят: «Подумай, может, ты сам виноват?» Нельзя вставать на чужую сторону при свидетелях. Даже если понимаете, что ребенок не прав. Потом, наедине с ним, можете сказать, что думаете на самом деле. Если примете сторону «врага» при посторонних, школьник воспримет это как предательство. - Обидные слова в адрес ребенка
Иногда родители делают резкие замечание, например : «Не хочешь учиться? Пойдешь в дворники!» Такая фраза не вызовет тягу к учебе, а посеет неуверенность ребенка в собственных силах. - Повышенное внимание к оценкам
Для многих мам и пап двойки и тройки — катастрофа. Попробуйте спокойнее относиться к результатам. Если будете постоянно пилить ребенка за плохие оценки, лучше учиться он не станет. - Попытка воплотить в ребенке свою несбывшуюся мечту
Случается, что родители подталкивают детей к профессии, которую сами не смогли получить. Или требуют продолжения династии. Это неправильно. Надо воспринимать ребенка таким, какой он есть, и гордиться им, даже если он не родился гениальным художником, доктором, учителем или адвокатом.
Работа над ошибками
Неудачи в школе порой приводят к конфликтам между родителями и детьми.
Есть 10 промахов, которые чаще всего совершают мамы и папы. Зная о них, можно избежать семейных ссор.